1900, 18 августа (ст. стиль) Родился в Киеве
1902 Семья Спасских переселяется на Кавказ в Грузию (поселок Джелал-оглы, затем Тионети и Тифлис)
1907 Поступает в 1-ю Тифлисскую гимназию
1908 Посещает уроки игры на скрипке Виктора Робертовича Вильшау
1912–1914 Учится в Школе живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств при Императорской Академии художеств, Тифлис
1914 Знакомство с футуристами Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Владимиром Маяковским во время их гастролей в Тифлисе. Переезд семьи Спасских в Самару
1917 Заканчивает восьмиклассный курс 1-й Самарской мужской гимназии. Впервые выставляет свои живописные работы на выставке Д.Д. Бурлюка
1917–1918 Переезд в Москву. Занятия в Московской художественной студии М. Северова, М. Леблана и П. Бакланова, первая встреча с поэтом Велимиром Хлебниковым, увлечение футуризмом
1918 Вместе с Д.Д. Бурлюком и его семьей живет и работает в башкирском селе Буздяк, участвует в подготовке к «турне по Уралу и Сибири»
1918–1919 Участие в «Большом Сибирском турне»: выставки футуристического искусства, поэзоконцерты, вечера-грандиозарь совместно с Д.Д. Бурлюком. Знакомство с «королем сибирских поэтов» Антоном Сорокиным и начинающим писателем Борисом Четвериковым, первые супрематические работы. Иркутским обществом художников приобретена картина «Настроение ночного всадника» (в настоящее время хранится в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева)
1919–1920 Призыв в Белую армию, служба писарем в 3-м степном кадровом полку, в Осведверхе при штабе Верховного главнокомандующего, художником-иллюстратором во фронтовой передвижной газете «Вперед» под руководством Василия Янчевецкого (писатель В. Ян), знакомство с будущими писателями Н.И. Ивановым (Ановым), Вс. В. Ивановым, Н.И. Можаровским, встреча и начало многолетней дружбы с героем Гражданской войны Матэ Залкой (Бела Франкль)
1920 Работает исполнителем-декоратором и постановщиком в Большом народном театре в Омске
1920–1921 Учится в Самаре в СГХМ, работает инструктором изобразительного отдела Пролеткульта, художником декоративной мастерской подотдела ИЗО при Губполитпросвете
1921 Возвращение в Москву и работа в художественном отделе Пуокр, позднее – инструктором инструкторского отделения подсекции ИЗО Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР
1921–1922 Учится во Вхутемасе, одновременно работая помощником коменданта общежития, конструктивистский период творчества. В.В. Хлебников некоторое время живет в комнате художника и посвящает ему стихотворение
1922 Женится на Елене Константиновне Лукиной
1922–1923 Сотрудничество с Союзом поэтов, художественное оформление книг, поэтических сборников, концертов в артистическом кафе «Домино», членство в московской «Ломоносовской» группе Антропософского общества, знакомство с Андреем Белым, Борисом Леманом, Михаилом Чеховым. Несколько месяцев живет в Петрограде, изучая в музеях произведения старых европейских мастеров
1923–1925 Преподаватель рисования в Сухановской школе, 22-й школе, 185-й трудшколе
1924 Написана картина «Медитация (Размышление)»
1925–1926 Живет в Ленинграде, работает художником-живописцем в Горкоме эстрады, вступает во Всерабис
1926 Ученик-практикант Мцис, на разных должностях в 1-м Государственном цирке (бывш. Цирк Саламонского), во 2-м Государственном цирке (быв. Цирк Никитиных), в «Цирке Мюзик-холле». Б.Д. Четвериков публикует повесть «Кожушок», в которой прототипом главного героя Евгения Удинцева стал Евгений Спасский
1927, лето Режиссер и шпрехшталмейстер в 1-м Государственном передвижном цирке (цирк-шапито), участие в номерах клоуна В.Е. Лазаренко
1927–1935 Помощник режиссера в Театре им. Евг. Вахтангова, участие в зарубежных гастролях театра
1928 Изучение античного искусства и европейской живописи в музеях Франции, Германии, Бельгии, Польши
ок. 1928 Развод с Е.К. Спасской (Лукиной)
1929 Женитьба на Елене-Корнелии Леонардовне Декапрелевич
1933 Работает в Музгизе художником-оформителем музыковедческих изданий и нот
1934 Первый опыт работы в области монументальной живописи и реставрации под руководством архитектора И.А. Фомина. Выполнено оформление здания Военного госпиталя в Лефортове. Написана картина «Совесть»
1938 Государственный литературный музей приобрел портреты Велимира Хлебникова и Матэ Залки
1938–1939 Иллюстрации к историческому роману В. Яна «Чингиз-хан»
1939 Написана картина «Темница»
1939–1941 Работает в области монументального искусства. Оформление здания дипломатического представительства СССР в Бухаресте, Румыния (1939), станции московского метро «ЗИС» (ныне «Автозаводская», 1940–1941), начало творческого сотрудничества с архитектором Алексеем Душкиным. Спасский и Душкин пишут портреты друг друга (1939)
1941 Завершение работы над первым портретом Л.Н. Толстого, начало многолетней дружбы с С.А. Толстой-Есениной, директором Объединения музеев Л.Н. Толстого
1942–1945 Заведующий декоративным цехом Театра оперы и балета им. З.П. Палиашвили в Тбилиси
1942–1943 Написан цикл графических работ «Странник»
1943–1945 Художник-декоратор в Государственном театре юного зрителя им. Л.М. Кагановича в Тбилиси
1945 Н.А. Табидзе в Тбилиси знакомит Спасского с Борисом Пастернаком; дружеское общение с поэтом не прекращалось вплоть до его кончины в 1960 году
1946–1957 После возвращения в Москву занимает должность художника районного участка №1 архитектурно-отделочных работ Главжелдорстрой Запад МПС. Участвует в реконструкции интерьеров зданий Савёловского, Курского, Ленинградского и Днепропетровского вокзалов. Работает художником Районного участка Архитектурно-отделочных работ СУ № 325 треста Мосстрой № 13 (1950). Выполняет художественно-оформительские работы в здании Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (1954). Под руководством архитектора А.Н. Душкина работает над оформлением станции метро «Новослободская» (1951), универсального магазина «Детский мир» (1954) и других зданий
1945–1962 Занимается реставрацией и росписью православных храмов: Петра и Павла в Лефортове в Москве (1947–1948), академического храма МДА в Новодевичьем монастыре в Москве (1949–1950), Кишеневского кафедрального собора (1951–1953), церкви Казанской иконы Божией Матери села Иванисово (1956–1959), Крестовоздвиженской церкви села Алтуфьево (1962) и др.
1960-е – кон. 1970-х Совместная концертная деятельность с виолончелисткой, солисткой ГАБТ Ириной Морозовой в качестве ведущего концертов и лектора-музыковеда
1966 Портрет Л.Н. Толстого (1941) приобретен у художника ГМT
1967 Издан роман Б.Д. Четверикова «Навстречу солнцу», где прототипом одного из героев – Аркадия Покровского – выступает Е.Д. Спасский
1970 Последняя работа художника в области церковного искусства: полная реставрация росписи храма Живоначальной Троицы в с. Троицком (Истринский район, Московская область), написаны две иконы, прописан заалтарный образ на стекле.
1971–1975 Вместе с заслуженной артисткой РСФСР и коллекционером предметов искусства Екатериной Мазуровой принимает активное участие в организации художественного отдела в Шуйском краеведческом музее. Позднее содействует переводу музея в новое здание и организации при нем художественной экспозиции (галереи). Реставрирует переданные музею старые полотна из коллекции Е.Я. Мазуровой и наиболее ценные из собрания музея, передает в дар музею 20 своих произведений
1976 Персональная выставка в Шуйском краеведческом музее
1977 ГТГ приобретает картину «Медитация (Размышление)» (1924)
1979 Персональная выставка в Институте атомной энергии (ИАЭ) им. И.В. Курчатова
1981 На постоянное хранение в Рузский районный краеведческий музей переданы 50 произведений графики
1985, июнь Написана последняя работа «Уж приближается мой час»
1985, 13 июня Скончался в Москве
© Фонд изучения и сохранения творческого наследия художника Евгения Дмитриевича Спасского
Использование материалов сайта допускается только после согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!